• Страны ЕС раскритиковали решение России упростить выдачу гражданства жителям ДНР и ЛНР
  • Минэкономики: самозанятых необходимо включить в программу льготного кредитования
  • Кабмин РФ: россиянам не будут запрещать привозить мясо и сыр из-за границы для личного пользования
  •  Минздрав: в 2019 году в России появится   единый регистр онкологических заболеваний

Интеграции быть. Будущее Уральского округа в сотрудничестве регионов

В конце прошлой недели в Кургане полпред Николай Цуканов провел заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе. Участники обсуждали вопрос о повышении эффективности экономического взаимодействия в рамках федерального округа и развитии кооперационных связей между регионами УрФО. Особое внимание было уделено стратегии развития Курганской области в составе Уральского федерального округа. Главы регионов округа не могли обойти и тему эффективности переработки твердых коммунальных отходов.

 Цуканова

Интересно, что накануне этого события Наталья Зубаревич, известный специалист в области регионоведения, в интервью телеканалу «Дождь» выразила сомнение в возможности оживления экономики Курганской области. По ее мнению, этот регион, окруженный мощными соседями – Свердловской, Тюменской и Челябинской областями – просто не имеет никаких конкурентных преимуществ. Вслед за федеральным экспертом скепсис выразили и некоторые уральско-сибирские блогеры, вспомнившие, что такую работу еще в середине «нулевых» безуспешно проводил первый уральский полпред Петр Латышев.

Вообще говоря, теория вероятности всегда дает два прогноза, в этом случае – позитивный и негативный. 

 

"Работаем в интересах каждого региона УрФО"

Судя по всему, полпред Николай Цуканов убежден, что есть все основания для оптимизма. Просто нужно смотреть на вещи шире, считает он, а работать - в интересах каждого региона Уральского федерального округа.

Как отметил полпред в начале совещания в Кургане, в настоящее время в рамках общероссийской стратегии предусмотрено формирование Уральско-Сибирского макрорегиона, куда войдут все субъекты Уральского федерального округа. Это – ключевое условие и возможность для повышения межрегионального сотрудничества. Ведь речь идет не об экспериментах, речь идет о планомерной работе в рамках, определенных федеральным правительством и адаптируемом к условиях регионов Уральского федерального округа.  С этой целью при аппарате полномочного представителя создана специальная группа по выработке предложений по организации такого межрегионального сотрудничества. Николай Цуканов напомнил, что между субъектами УрФО уже действует ряд соглашений о сотрудничестве, однако многие из них носят формальный характер и нуждаются в доработке. И это – хорошо, опыт работы есть, в новых управленческих условиях его необходимо учитывать при организации дальнейшей деятельности.

Ключевым направлением сотрудничества полпред считает совершенствование транспортной инфраструктуры, связывающей регионы. «Создание межрегиональных транспортных коридоров, транспортно-логистических центров придаст мощный импульс целому спектру отраслей – от машиностроения и металлургии до сферы услуг», – подчеркнул Николай Цуканов. А это – тот самый локомотив, который обеспечит движение вперед.  Кроме того, полпред предложил главам регионов совместно с представителями РЖД проработать вопрос об организации железнодорожных сообщений в направлении Крайнего Севера и субъектов, граничащих с федеральным округом. Также он принял решение обеспечить в самые короткие сроки, уже этой весной, обсуждение соответствующих стратегий на площадке полпредства с участием  всех заинтересованных в вопросе сторон.

 

Не наполеоновские планы, а пошаговая работа

 

Говоря о Курганской области, Николай Цуканов, и это вполне объяснимо, начал с возможностей ее агропромышленного комплекса. По итогам 2018 года здесь зафиксирован рост производство мяса, молока и картофеля. Для дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли есть резерв земель в размере около полумиллиона гектаров в виде неиспользуемой пашни. «Курганская область станет хорошей пилотной площадкой для обеспечения продовольственной безопасности в Уральском федеральном округе, организации поставок продуктов питания в северные регионы и крупнейшие города округа», - сказал полпред.

 еще

Другими словами, Николай Цуканов предпочитает говорить не о наполеоновских планах, а о пошаговой работе, обеспечивающей расширение возможностей каждой территории округа. Расширение возможностей транспортной сети ведет к росту экономических возможностей предприятий Уральского федерального округа, формирует его эффективную логистику. Логистика стабилизирует тарифы на доставку продукции. Ввод в эксплуатацию дополнительной пашни расширяет линейку селькохозяйственной продукции. Наряду со снижением тарифа на перевозку, это в разы повышает конкурентоспособность агропромышленного комплекса Зауралья по категориям, которые не обеспечиваются в других регионах Уральского федерального округа.

Также могут решаться и другие вопросы, требующие окружной, межрегиональной кооперации.

 

"Переработка мусора задача сложная, но решать ее надо немедленно"

 

К примеру, отдельное внимание полномочный представитель уделил вопросу совершенствования работы с мусором, так называемыми твердыми коммунальными отходами. Он отметил, что в текущем году нам предстоит заложить основы создания новой, высокотехнологичной отрасли по их переработке.

3d45e49db54c34fb1ec00cb9e12f6787 900x

 «К 2024 году мы должны увеличить долю утилизации твердых коммунальных отходов с 3 до 36%», – сказал полпред. 

Между тем, в УрФО пока нет ни одного перерабатывающего завода современного уровня. Есть единичные случаи мусоросортировочных предприятий, к примеру, в Тюменской области. К 2024 году предусмотрено строительство какого-то количества маломощных пунктов переработки отходов в Свердловской области и на Ямале. Создание инфраструктуры по переработке вторсырья требует значительных инвестиций, необходимых площадей, удовлетворяющих ряду требованиям.

«Это сложная задача, но решать ее надо немедленно», - отметил полпред, в качестве первоочередной задачи обозначивший оптимизацию ситуации в сфере тарифообразрования на услуги по вывозу мусора. И здесь тоже присутствует кумулятивный эффект – сбалансировав инвестиционную составляющую, приемлемую для потребителей и региональных операторов по вывозу мусора, мы получим возможность формирования современной экологически безопасной инфраструктуры переработки. А это – дополнительный объем дешевой энергии, новые рабочие места, эффективные бизнес-решения.

 

Успешное будущее - в интеграции регионов

В заключение Николай Цуканов сказал, что каждый субъект УрФО обладает своими уникальными возможностями, являясь лидером в России по многим показателям. Поэтому необходимо усиливать специализации областей, укрепляя кооперационные связи внутри всего Уральско-Сибирского макрорегиона. Отметим, что речь идет о завершении разработки комплексной программы развития УрФО, которая объединит потенциал и возможности каждого из регионов. В чем-то эта работа напомнит проект «Урал промышленный - Урал полярный», но будет иметь существенно более прикладной и видимый, ощущаемый для людей характер. Позитивным переменам поспособствуют фигура самого полпреда, имеющего огромный опыт и возможности; готовность и желание всех губернаторов и бизнеса; экономическая конъюнктура, которая сегодня лучше, чем была 10-15 лет назад; да и сама система макрорегионов, созданная недавно постановлением федерального Правительства.

 pustye poluvagony

 

Как отреагировали на предложения главы округа главы его регионов?

 

 MG 6119 

Врио губернатора Зауралья Вадим Шумков, комментируя заседание Совета, сказал: «Это значимое для региона событие. Мы обсуждали вопросы экономики, экологии, сельского хозяйства, гуманитарного сотрудничества. И в ближайшее время постараемся наполнить эти направления конкретикой, что также будет важно для нашего региона и для Уральского федерального округа».  Также он высказался о предложении губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, касающегося присоединения курганских предприятий, к примеру, Курганмашзавода и Курганстальмоста, к челябинскому кластеру транспортного машиностроения, По мнению Вадима Шумкова, эта идея интересна для курганских заводов с точки зрения увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест. Глава Курганской области отметил, что заводы, которые планируют войти в кластер, продолжат свою работу на территории Зауралья.

 

news 1724 image

Глава Свердловской области Евгений Куйвашев, выступивший с докладом по развитию межрегиональной кооперации, отметил, что между регионами УрФО давно существуют крепкие экономические связи, но сейчас появились новые возможности для их укрепления. «В Свердловской области есть много товаров и услуг, поставку которых в соседние регионы мы будем наращивать. Промышленная продукция — это привычно и понятно. Но также у нас есть высококачественная медицина, хорошее образование, объекты торговли и культуры мирового уровня — и мы заинтересованы в том, чтобы наши соседи все больше становились нашими потребителями, клиентами. Мы в свою очередь тоже нуждаемся в товарах, на производстве которых специализируются партнеры по УрФО. Для развития таких связей необходимы вложения в межрегиональные инфраструктурные проекты. Это высокоскоростная магистраль «Екатеринбург — Челябинск», наращивание авиаперевозок, улучшение дорожной сети между регионами. Все это невозможно без совместной энергичной работы регионов и полпредства, без совместного лоббирования уральских интересов на федеральном уровне», - написал он в своем Instagram.

 

i

Своего коллегу поддержал руководитель Челябинской области Борис Дубровский. «В проекте макрорегиона для Челябинской области есть несколько узловых моментов. Прежде всего, это строительство высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург с выходом на трансконтинентальный транспортный коридор «Берлин – Москва – Пекин». Уральская ВСМ отвечает национальным приоритетам и соответствует стратегическим указам президента РФ. Магистраль станет своеобразным каркасом экономического развития Урала, источником прироста ВВП, который уже сейчас оценивается в два триллиона рублей. С реализацией проекта создается третья по численности населения – после Москвы и Санкт-Петербурга – агломерация в России», - сказал он.

 

aleksandr moor

Губернатор Тюменской области Александр Моор, говоря об итогах встречи, отметил, что в ближайшее время регионы займутся разработкой единой стратегии развития и координацией совместной деятельности, чтобы не конкурировать за инвесторов, а продуктивно использовать ресурсы. Он добавил, что, в частности, много проектов связывают Тюменскую и Курганскую области. «Впереди большие перспективы сотрудничества в агропромышленном комплексе, сфере экологической безопасности, развитии санаторно-курортной отрасли. Уверен, этими направлениями наше сотрудничество не исчерпается. На заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в УрФО мы заложили новые основы межрегиональной кооперации. Пересмотрим существующие положения и проекты и расставим новые приоритеты межрегионального взаимодействия, которое будет выгодно всем», – резюмировал Александр Моор.

 

 Комарова 1024x683

Губернатор Югры Наталья Комарова в своем докладе остановилась на вопросах переход округа на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Так, для развития мощностей по утилизации на территории Югры запланирована реализация проекта по строительству пяти комплексных межмуниципальных полигонов в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске и Нягани общей мощностью 600 тысяч кубометров в год. Эти полигоны станут частью экотехнопарков, в составе которых также предусмотрены мощности по переработке, сортировке и утилизации ТКО. Наталья Комарова выступила с инициативой установить специальный налоговый режим для предприятий, которые занимаются утилизацией твердых коммунальных отходов на федеральном и региональном уровнях.

 

01112018 artuhov

А губернатор Ямала Дмитрий Артюхов отметил плюсы взаимовыгодного сотрудничества между регионами. «Работал с коллегами-губернаторами УрФО в Кургане. Наши регионы дополняют друг друга. Екатеринбург и Курган поставляют нам строительные материалы, вместе с ХМАО и Тюменской областью развиваем речные пассажирские перевозки и строим автодорогу Надым - Салехард. Северный широтный ход и его вторая очередь СШХ-2 даст нам всем железнодорожный выход в Мировой океан через порт Сабетта. Это кратчайший путь для товаров со всего Урала на экспорт и новые возможности для наших производств», - написал он в Instagram.

 

К сказанному добавить особо нечего. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. И как показывает опыт нашей страны последних лет, обязательно сделают!

Похожие материалы

26.04.2019 10:39
Это должно пойти только на пользу региону, так как улучшит…
26.04.2019 09:35
На сайте администрации города Челябинска восстановлена вкладка «Обращения граждан».
25.04.2019 15:33
Глава Тобольска Владимир Мазур покидает свой пост.
Добавить комментарий