• Росстат: реальные располагаемые доходы россиян упали на 1,5%
  • ФАС предложила не повышать с 1 января акцизы на бензин
  • Задержанный в ЛНР член украинско-грузинской группировки рассказал о подготовке терактов в России
  • «Роскосмос» проведет натурные эксперименты для установления причин аварии «Союза»

Сергей Федореев: «Меня пугает не то, что молодые IT-шники едут работать за рубеж, а то, что не возвращаются обратно»

Сергей Федореев: «Меня пугает не то, что молодые IT-шники едут работать за рубеж, а то, что не возвращаются обратно»
29.07.2015 15:38

В самом разгаре приемная кампания высших и средних учебных заведениях страны. Одна из ее особенностей: из-за так называемого демографического провала учебным заведениям приходится буквально бороться за каждого поступающего. При этом, существуют и такие направления, которые традиционно имеют большую популярность среди абитуриентов. Это экономика, юриспруденция,IT. И если финансистами и юристами рынок труда перенасыщен, то на профессионалов в области информационных технологий наблюдается стабильный спрос. Сколько специалистовIT-отрасли готовят в Нижнетагильском филиале крупнейшего федерального вуза в России – УрФУ, востребованы ли они рынке труда в этом промышленном городе, а также о многом другом мы узнали у заведующего кафедрой Информационных технологий НТИ (филиала) УрФУ Сергея Федореева.

Сергей Александрович, насколько популярны направления, связанные с IT-отраслью, среди абитуриентов, если сравнивать с другими направлениями вашего вуза?

В 2015-2016 учебном году, согласно плану приема, на бюджетные места по направлениям подготовки связанным сITмы примем 20 человек, хотя заявлений в разы больше. Направления, связанные сIT-отраслью, сейчас очень популярны, и я думаю, в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

Существует ли целевой набор на эти направления?

В Нижнем Тагиле ключевые работодатели – предприятия металлургической и машиностроительной отраслей, и именно они формируют массовый спрос на рынке труда. Как правило, этот спрос соответствует базовой деятельности предприятия и нацелен на специалистов в области металлургического производства и машиностроения. Однако, в текущей демографической ситуации, такой спрос не рождает предложения со стороны рынка. Целевое обучение можно рассматривать как инструмент стимулирования при привлечении абитуриентов, применяемый предприятиями. На наши направления подготовки каждый год наблюдается конкурс, поэтому целевого набора нет.

Правительство России назвало IT-шников практически самыми востребованными специалистами на сегодняшний день. На ваш взгляд, это так?

На рынке труда в Нижнем Тагиле спрос на специалистов в областиITносит несколько размытый характер, т.е. нет какого-то ключевого работодателя, тем не менее, спрос очень высокий. На кафедру практически еженедельно поступают запросы от представителей организаций-работодателей, проводятся презентации для наших студентов, предоставляются рабочие места для прохождения производственной и преддипломной практики. Работодатели готовы принимать участие в работе комиссий при защите выпускных квалификационных работ. Особо отмечу вклад подготовку наших студентов коллег из Нижнетагильского института испытания металлов, участвующих в образовательном процессе. Участие практикующих специалистов в образовательном процессе крайне важно для формирования в студентах правильного представления о будущей профессиональной деятельности. Среди работодателей, у которых спрос на выпускников кафедры информационных технологий стабильно высок, кроме уже названного Нижнетагильского завода испытания металлов, это предприятия ЕВРАЗ-Холдинга, УВЗ и Пенсионный фонд.

Существует всеобщее мнение, что айтишником быть очень сложно, и для этого требуется какой-то особый склад ума. Так ли это?

Стереотипы. Айтишником быть не сложно, сложно быть лучшим в своей области. Но это касается любого направления.IT– очень обширная сфера деятельности, в которой найдется работа для ума любого склада. Гораздо важнее понять, какие у ребят интересы, так как интересы в конечном итоге определяют профессиональную направленность, будь то разработка ПО,WEB-дизайн, информационная безопасность, проектирование информационных систем и так далее. Также важно формировать в студентах способность глубоко погружаться в отдельные вопросы, т.к. именно это качество определяет готовность выпускника к профессиональной деятельности.

В чем существенное различие двух направлений подготовки: информационные технологии и мехатроника, автоматизация и электроника? И выпускники каких из этих направлений сейчас наиболее востребованы?Ддля многих сегодня понятия «программирование», «электроника» и «автоматизация» практически неразличимы, а в вашем вузе подготовкой этих профессионалов занимаются совершенно разные кафедры.

Все верно. Десяток лет назад все четко различали, что такое автоматизация, что такое электроника и что такое информационные технологии. Сейчас информационные технологии настолько тесно интегрированы во все сферы нашей жизни, что неспециалисту довольно сложно провести грань между базовой деятельностью и информационными технологиями как инструментом эффективной работы. Существенное различие между перечисленными Вами направлениями подготовки заключается в объекте профессиональной деятельности. Так, для специалиста в области автоматизации технологических процессов объектом деятельности является технологический процесс, для специалиста в области мехатроники - машины и комплексы машин различного назначения. Если говорить о специалистах в области информационных технологий, то для них объекты профессиональной деятельности – системы сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Помимо того, что вы являетесь заведующим кафедрой Информационных технологий, кандидатом технических наук, вы еще и владелец собственного бизнеса. Расскажите немного о том, чем вы занимаетесь, и как вам удается совмещать?

Мне нравится идея развития экономики нашей страны через развитие предпринимательства, в том числе в научно-технической сфере.

Академическая среда крайне благоприятна для зарождения новых идей, однако университету не хватает мобильности, чтобы путь от идеи до готового продукта, и тем более до этапа организации продаж этого продукта, был достаточно быстрым. В УрФУ в 2010 году создана инновационная инфраструктура, оказывающая поддержку проектным командам и созданным такими командами малым инновационным предприятиям (МИП). В 2011 году с партнером мы создали малое инновационное предприятие, позже в состав учредителей нашего предприятия вошел УрФУ. Предприятие занимается научными исследованиями и разработками, а также коммерциализацией их результатов. Сферы интересов нашей компании – энергосбережение и повышение надежности действующего промышленного оборудования.

Что касается совмещения моей деятельности как заведующего кафедрой Информационных технологий и руководителя малого инновационного предприятия, то для меня это звенья одной цепи, поэтому каких-либо трудностей от такого совмещения не испытываю.

Ваши сотрудники и студенты часто ездят на соревнования. Как оценивается среднеуральская школа программирования на уровне округа и страны?

Студенты кафедры регулярно занимают места во всероссийских олимпиадах, в профильных олимпиадах и соревнованиях по программированию, организуемых компаниями Контур, 1С, Microsoft. Одно из последних достижений – победа нашего студента Руслана Мухутдинова в федеральном конкурсе «УМНИК», проводимом ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», по результатам которого ему предоставлено финансирование на развитие проекта в размере 400 тысяч рублей.

Об уровне среднеуральской школы программирования можно судить по списку организаций, в которых работают наши выпускники – это компании федерального уровня, такие как Яндекс, Контур, 1С и другие.

Правда ли, что все айтишники очень много получают?

Да? Я думал, очень много получают нефтяники. Неплохо зарабатывают айтишники. А срывают куш - предприниматели в областиIT.

Считается, что российские программисты являются одними из самых сильных в мире наряду с индийцами, китайцами, малазийцами. Как вы думаете, почему?

По моему мнению, секрет успеха российских программистов кроется в относительно высоком уровне подготовки наших школьников по математике и физике. Глубокое изучение этих дисциплин формирует навыки логического мышления, которые обеспечивают преимущества при изучении программирования. Однако я не могу не отметить снижение общего уровня подготовки абитуриентов, наблюдающееся в последние несколько лет после введения ЕГЭ. Одной из причин такой негативной динамики, на мой взгляд, является отмена внутренних вступительных испытаний при поступлении в вуз, и, как результат, исключение из образовательного процесса этапа подготовки школьников к сдаче внутренних экзаменов. Напомню, что до отмены внутренних вступительных испытаний при поступлении в вуз в Нижнетагильском технологическом институте проводились двухлетние подготовительные курсы, на которых школьники занимались углубленным изучением физики, математики и информатики. Кроме того, у школьников была возможность познакомиться с академической средой, привыкнуть к формам преподавания дисциплин в вузе.

Но не все ли равно, к чему готовиться, к внутренним экзаменам в вуз или к ЕГЭ? Ведь в итоге ты все равно учишь одни и те же правила, решаешь одни и те же задачи. Просто изменилась форма оценки знаний. Или я не права?

Отвечу примером. Можно просто пробежать 5 км, а можно сделать тоже самое, но только быстро и с утяжелением. В обоих случаях готовишься бежать 5 км, но, согласитесь, форма подготовки будет совсем разной. Правила действительно одни и те же, однако, сложность задач и скорость применения навыков их решения совсем другая. Подготовка к внутренним экзаменам была своего рода курсом молодого бойца, на котором будущие студенты развивали силу и выносливость. Без такого курса многие студенты с первого курса начинают отставать.

Что вы можете сказать по поводу оттока российских квалифицированных кадров IT-сферы в другие страны? Можно ли на сегодняшний день как-то повлиять на этот процесс?

Сам по себе отток мозгов в другие страны меня не пугает, «поход за опытом» - это нормальная практика. Меня пугает то, что эти мозги не возвращаются обратно. У тех, кто уехал из родного города или из страны нет ощущения своего «SweetHome», нет желания вернуться и строить бизнес или карьеру на своей малой родине. Эту проблему не решить здесь и сейчас.

Для решения проблемы невозврата мозгов созданы и развиваются институты государственной поддержкиIT-проектов, реализуемых российскими командами на территории России. Запущены реальные программы, и они работают. Но кроме этого, важно улучшать качество жизни в городе, создавать комфортные условия для воспитания детей, занятий спортом, организации иного досуга и т.д. Это действительно важно, но, к сожалению, ни на региональном уровне, ни на уровне муниципального образования какой-то внятной политики в этом направлении пока не сформировано. К примеру, если говорить о Нижнем Тагиле, жизнь и экологическую обстановку здесь определяют предприятия металлургической и машиностроительной отраслей. Обратившись к опыту развития подобных муниципальных образований в промышленно развитых странах, можно обнаружить, что города-аналоги развиваются по пути малоэтажной индивидуальной застройки. А ключевыми видами предпринимательской деятельности, на которые выделятся средства государственной поддержки, являютсяITи Биомед по причине нулевого влияния на окружающую среду.

Дайте совет старшеклассникам, которым через год или два предстоит поступать в вуз. Кому стоит идти в программисты, как определить в себе задатки к данной профессии?

Я повторюсь.IT– очень обширная сфера деятельности, в которой найдется работа для ума любого склада. Для того чтобы «идти в программисты» нужно хотеть быть программистом.

Мой совет: изучайте физику, упражняйтесь в математике, особое внимание уделяйте химии и биологии, конечно же, не забывайте об иностранных языках и географии, потому как неизвестно куда вас приведут информационные технологии.

Добавить комментарий